Чем опасна кража звездного лица
Реклама с участием селебритис эффективнее, но и дороже, чем реклама с неизвестными людьми. Экономя на гонорарах звездам, компании рискуют получить повестку в суд.
1. Раскусить «Кристалл»
Во время рекламной кампании в поддержку фильма «Крепкий орешек 4.0» кинокомпании Twentieth Century Fox в российской прессе появилась реклама горькой настойки «Эталон кедр» от компании «Кристалл-Лефортово». На принте под слоганом «Крепкий орешек. Таежная сила природы» изображен мужчина в камуфляжной форме с ружьем, очень похожий на героя популярного американского актера Брюса Уиллиса.
Представители «Кристалл-Лефортово» считают, что сходство случайно, а права на использование словосочетания «крепкий орешек» ни за кем не закреплены. Однако в «Гемини маркетинг» (занимается прокатом фильма на территории России) уже назвали рекламу настойки «паразитированием на популярном образе». Пока Twentieth Century Fox не инициировала судебного разбирательства против алкогольной компании, но не исключено, что она сделает это в ближайшее время.
2. Забить рекламу.
Начало 2007 года прошло для форварда футбольного клуба «Милан» Роналдо в борьбе за гонорары от рекламы. Он предъявил иск компании BenQ Mobile, которая должна была выплатить ему и его клубу $20 млн, но, обанкротившись, от уплаты гонорара отказалась (см. СФ №12/2007). Еще более некорректно по отношению к футболисту поступил китайский фармпроизводитель Guangxi Golden Throat. В телевизионной рекламе леденцов от кашля он использовал образ улыбающегося Роналдо. По свидетельству футболиста, его сняли с леденцами в руках обманным путем, не сообщив, что кадры будут показаны в рекламе. Оба процесса пока не завершены.
3. Напрасная победа.
Другой спортсмен -- британский гонщик «Формулы-1» Эдди Ирвайн -- в 2002 году выиграл дело против радиостанции TalkSport, которая тремя годами ранее незаконно использовала его изображение в своей рекламе. Изначально радиостанция хотела замять скандал и предлагала 5 тыс. фунтов стерлингов отступных. Но принципиальный гонщик решил судиться и добился компенсации в размере 2 тыс. фунтов. Правда, судебные издержки спортсмена составили 300 тыс. фунтов. И платить их ему пришлось из своего кармана, так как изначальная сумма, предложенная TalkSport для урегулирования конфликта, была больше, чем назначенная судом компенсация.
Чем опасна кража звездного лица
4. Водка Грозного.
Народный артист Юрий Яковлев в 1998 году подал в суд на рекламное агентство «Арт-сити», использовавшее в рекламном ролике водки «Штерн» фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Агентство предложило актеру 500 тыс. руб. в качестве моральной компенсации, но так же, как и Ирвайн, Яковлев отказался принять деньги. В 1999 году он выиграл процесс, получив компенсацию в размере 10 тыс. руб.
5. Непродающийся Че.
Знаменитая фотография команданте Че Гевары стала настоящей иконой. Однако автор снимка, кубинский фотограф Альберто Корда до 1997 года не имел возможности получать роялти за использование фото. Дело в том, что Куба не подписала Бернскую конвенцию об авторском праве. Зато после ее ратификации фотограф отсудил за четыре года (в 2001 году он скончался) в общей сложности $50 тыс., которые направил в фонд кубинского здравоохранения. Наиболее показательным случаем был иск против Diageo Group, которая использовала портрет Че Гевары для продвижения водки Smirnoff. Ей пришлось отказаться от этого образа и выплатить около $5 тыс.
"Секрет фирмы".